Противоугонные устройства

Рубрика:  Электротехника и электроника  Автор  admin

Известно большое количество электрических противоугонных устройств, препятствующих пуску двигателя автомобиля либо сигнализирующих о проникновении в автомобиль посторонних лиц. Простейшим противоугонным устройством является скрыто установленный тумблер, с помощью которого производится одна либо несколько следующих коммутаций: отключается или замыкается первичная обмотка катушки зажигания, отключается конденсатор, подключенный к контактам прерывателя распределителя зажигания, реле стартера, напряжение аккумулятора, поступающее в бортовую сеть, размыкаются концы резистора величиной 10—20 Ом, последовательно включенного с первичной обмоткой катушки зажигания. В последнем случае существенно снижается величина тока в обмотке катушки зажигания, что препятствует запуску двигателя. Такой резистор может быть изготовлен самостоятельно из части электрической спирали утюга либо электроплитки. Необходимая длина спирали ориентировочно может быть определена величиной 1=K(10...20)PL/U2, где Р — электрическая мощность, Вт, на которую рассчитана спираль; U — напряжение сети, В, к которой подключается спираль; L — длина спирали, см; к — коэффициент, характеризующий отличие сопротивления спирали в холодном и нагретом состоянии и обычно выбираемый в границах от 3 до 5. При включенном резисторе внешне сохранены признаки работоспособности электрооборудования, однако пуск двигателя невозможен.
Очень распространены охранные устройства, которые позволяют включить звуковые сигналы в случае проникновения злоумышленника в салон автомобиля.
В некоторых случаях автомобиль или мотоцикл целесообразно оградить двухпроводным охранным шлейфом, выполненным из тонкого оголенного провода и незаметно уложенным вокруг транспортного средства либо прикрепленным к нему. Прикосновение к такому шлейфу или обрыв одного из проводов вызывает срабатывание охранной сигнализации.
На рис. 55 приведена схема такого устройства.


Рис. 55

Оно состоит из измерительного моста на резисторах R1 — R4, транзистора VT1, нагрузкой которого является обмотка реле К1. Резистор R1 подключен к концу охранного шлейфа. При замыкании или обрыве проводов шлейфа происходит разбалансировка измерительного моста и между точками А и Б возникает напряжение. Благодаря диодному мосту на базу транзистора VT1 это напряжение всегда поступает отрицательной полярности, при этом транзистор VT1 открывается, реле К1 срабатывает и своими контактами замыкает цепь сигнализации. Устройство питается от двух источников: элемента Э1 в диагонали моста напряжением 1,5 В и батареи Б1 напряжением 9—12 В. Для балансировки измерительного моста применяется резистор R2, сопротивление которого должно быть примерно в 1,2—1,5 раза выше сопротивления резисторов Rl, R3, R4. У этих резисторов разброс сопротивлений не должен превышать 10%, а их величина выбирается в пределах 3—10 кОм. Сопротивление резистора R5 равняется сопротивлению резисторов измерительного моста. В устройстве можно применить реле РЭС-6 (паспорт РФО.452.136), РЭС-9 (паспорт РС4.542.202), РЭС-10 (паспорт РС4.524.303 или РС4.524.308), РЭС-15 (паспорт РС4.591.002 или РС4.591.003), РЭС-34 (паспорт РС4.524.373 или РС4.524.378). В дежурном режиме устройство потребляет весьма незначительный ток (0,2 —0,5 мА), обеспечивающий непрерывное использование источников питания типа «Марс», «Сатурн» в течение длительного времени (десятки дней). На транспортных средствах в качестве сигнализации могут быть применены радиосигнализаторы с дальностью действия до нескольких сотен метров. Такой сигнализатор состоит из УКВ-пе-редатчика, включаемого от одного или нескольких коммутирующих устройств, и приемника прямого усиления. Передатчик и приемник настроены на частоту 27— 28 МГц. Миниатюрный радиопередатчик со штыревой антенной в виде отрезка провода устанавливается у переднего стекла в салоне автомобиля.
Штыревая антенна радиоприемника должна быть сориентирована на антенну радиопередатчика, и расстояние между ними не должно превышать 30 м.
На рис. 56; 57 изображены соответственно схемы приемной и передающей частей радиосторожа.


Рис. 56


Рис. 57

Приемник выполнен по схеме прямого усиления на гибридной интегральной микросхеме 1ММ60 или К2НТ171 и транзисторе VT1. Вместо микросхемы могут быть применены транзисторы типа КТ315Г или КТ301. Выделение излучаемого сигнала в приемной части радиосторожа производится с помощью колебательного контура L1C2, настроенного на частоту 29 МГц. Усиление выделенного сигнала осуществляется с помощью апериодического усилителя на транзисторе VT2. Двух-полупериодный детектор VD2, VD3 позволяет выделить сигнал на частоте 1—5 кГц, которым промодулирован сигнал передатчика.
Выделенный низкочастотный сигнал усиливается в трехкаскадном усилителе VT3—VT5 с непосредственной связью, а затем поступает на базу транзистора VT1, коллекторной нагрузкой которого является обмотка реле. Тип реле может быть таким же, как в охранном устройстве на основе измерительного моста. Контактами этого реле может подключаться напряжение к осветительной лампе, к звуковому сигналу автомобиля и др. Корректирующая катушка L2 намотана на резисторе МЛТ-0,5 56 кОм проводом ПЭВ 0,15. На резисторе наматывают 27 витков, что обеспечит индуктивность около 1,8 мкГ.
Катушка L1 — бескаркасная, выполненная голым медным проводом диаметром 1 мм на болванке диаметром 16 мм. После намотки 15 витков их раздвигают на длину 20 мм и делают отвод от середины. Конденсатором С2 типа КПК-М производят настройку контура на частоту передатчика.
Передатчик представляет собой два генератора на транзисторах VT1 и VT2, один из которых позволяет формировать низкочастотный модулирующий сигнал, а второй — высокочастотный. Высокочастотный генератор на VT2 на высокой частоте включен по схеме с общей базой, что повышает устойчивость генерации.
Модулирующий сигнал снимается с обмотки трансформатора Т и через конденсатор СЗ поступает на базу транзистора VT2. В качестве трансформатора применяют согласующий трансформатор от какого-либо малогабаритного радиоприемника. Катушка высокочастотного генератора L1 такая же, как в приемной части. Перестройка частоты производится конденсатором С5 типа КПК-М. При налаживании передатчика проверяют наличие генерации на транзисторе VT1 путем включения капсюля ДЭМ-4М, ДЭМШ-1 или низкоомного наушника с сопротивлением обмоток 50—100 Ом последовательно с первичной обмоткой трансформатора. При этом прослушивается громкий звук. При отсутствии генерации необходимо концы любой из обмоток поменять местами.
Частоту звука и его громкость можно изменить подбором емкости С2. Наличие генерации в высокочастотном генераторе может быть проверено с помощью детекторного индикатора, выполненного на индуктивности L0, сигнал с которой после выпрямления диодом VD1 типа Д9 поступает на капсюль. Подбором емкости связи С6 добиваются устойчивой генерации, которая индуцируется путем прослушивания частоты модулирующего генератора с помощью капсюля. Катушка ин-* дикатора L0 наматывается так же, как и контурная катушка L1, но количество витков должно быть меньшим (10—12). При проверке наличия высокочастотной генерации детекторный индикатор устанавливают на расстоянии нескольких десятков сантиметров от контура L1. Наибольшая дальность работы охранного устройства при излучаемой мощности 15 мВт обеспечивается при точной настройке контура L1C2 приемника на частоту передатчика, а также при одинаковой ориентации приемной и передающей антенн.
В качестве простейших антенн может использоваться медный прут или трубка диаметром до 10 мм и длиной 100—120 см. Передающую антенну можно установить горизонтально непосредственно перед лобовым или задним стеклом автомобиля. Приемную антенну устанавливают горизонтально и в пределах прямой видимости.
Частоту генерации передатчика проверяют и устанавливают по УКВ приемнику этого же диапазона частот (28—30 МГц) или по волномеру. В качестве передающей антенны можно использовать вертикально сориентированную штыревую антенну автомобильного радиоприемника. Приемная антенна может быть выполнена в виде отрезка толстого провода длиной 1,5 м.

Tags: , ,

Оставить комментарий

Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.